Главная Новости

Новый закон полностью изменит процедуру прохождения технического осмотра транспортных средств

Опубликовано: 19.10.2018

22 июня Совет Федерации одобрил Федеральный закон"О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о ТО). Новый закон кардинальным образом изменит процедуру проведения техосмотра.

Порядок прохождения технического осмотра

В случае вступления в силу Закона о ТО с 1 января 2012 г. техосмотр транспортных средств будут проводить только организации и индивидуальные предприниматели – операторы технического осмотра (далее – операторы), а не ГИБДД, как это предусмотрено действующим порядком [1]. Полностью коммерческим техосмотр должен стать к 1 января 2014 г. В течение двух переходных лет автовладельцы вправе будут выбирать, где им пройти техосмотр: в территориальных органах ГИБДД либо у операторов.

Для получения статуса оператора соискателю необходимо пройти аккредитацию, которую будет проводить профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО). В настоящее время такой организацией является Российский Союз Автостраховщиков (далее – РСА).

Закон о ТО установил требования, которым должен соответствовать претендент на статус оператора. Претендент должен иметь необходимые технические возможности (оборудование и средства диагностирования), хотя бы одного технического эксперта в штате и возможность передавать данные техосмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра не реже одного раза в сутки.

Действующие правила государственного технического учета и сейчас позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям участвовать в проведении техосмотра, однако не наделяют их правом выдавать талоны о его прохождении. Такие организации и индивидуальные предприниматели должны пройти конкурсный отбор на участие в техосмотре.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уже допущенных к участию в техосмотре, Законом о ТО предусматривается упрощенный порядок получения разрешения на проведение техосмотра по новым правилам. С 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. они смогут осуществлять техосмотр транспортных средств без аккредитации, если направят соответствующее уведомление в РСА. Предварительно МВД России должно передать в РСА перечни таких организаций и индивидуальных предпринимателей.

За оказание услуг по техосмотру операторы смогут взимать фиксированное вознаграждение. Его размер в каждом субъекте РФ будет устанавливать орган исполнительной власти субъекта. Создание методики расчета предельного размера платы отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Отметим, что услуги операторов по проведению техосмотра предполагается освободить от налогообложения. Соответствующие изменения будут внесены в п. 2 ст. 149 НК РФ.

Закон о ТО позволит проходить техосмотр у любого оператора независимо от места регистрации транспортного средства. Сделать это сможет либо владелец транспортного средства,  либо любое иное лицо на основании доверенности, составленной в простой письменной форме.

Срок действия талона техосмотра продлевается при смене владельца транспортного средства, если новый владелец заключает договор ОСАГО. Продление возможно, если до истечения срока действия талона осталось более шести месяцев. В таком случае этот срок продлевается на срок действия нового договора ОСАГО.

Контроль за деятельностью операторов и их ответственность

Контролировать деятельность операторов будут не государственные органы, а РСА. В Законе о ТО установлены формы и правила такого контроля. Операторов будут контролировать и на стадии получения аккредитации, и на стадии ведения деятельности.

РСА также вправе аннулировать аккредитацию, если в ходе нескольких проверок выявит у оператора нарушение правил проведения техосмотра или завышение предельного размера платы за него.

Стоит обратить внимание, что при этом на РСА не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Названный Закон регулирует только отношения в области государственного и муниципального контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении такого контроля (надзора). Контролировать деятельность РСА будут государственные органы.

Операторы будут нести имущественную ответственность за результаты своей деятельности. Если операторы в ходе техосмотра не выявят неисправностей автомобиля или выявят, но не укажут сведения о них в диагностической карте, они будут обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный вследствие таких неисправностей.

Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого основания для освобождения владельца транспортного средства от ответственности, как неисправность транспортного средства. Наоборот, презюмируется ответственность владельца источника повышенной опасности (в том числе транспортного средства) за причинение вреда таким источником.

Владелец транспортного средства может быть освобожден от ответственности, только если докажет, что транспортное средство выбыло из его законного владения против его воли либо вред был причинен в результате обстоятельств неодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ).

При этом норма, устанавливающая общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1064 ГК РФ), предусматривает возможность принять федеральный закон, который освобождает причинителя вреда от ответственности.

Таким образом, положения Закона о ТО в части ответственности операторов могут пересекаться с нормами как ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, так и ст. 1079 ГК РФ. Однако возникает коллизия между ст. 1064 ГК РФ, позволяющей делать исключения из общего правила ответственности причинителя вреда, и ст. 1079 ГК РФ, содержащей закрытый перечень исключений для освобождения от ответственности владельца источника повышенной опасности.

Закон о ТО расширяет перечень оснований для освобождения владельца транспортного средства от ответственности и при этом распространяет такую возможность даже на случаи, для которых в Гражданском кодексе РФ не предусматривается исключений.

 Договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев

Закон о ТО изменил порядок заключения договора обязательного страхования. С 1 января 2012 г. такой договор будет заключаться только при наличии у автовладельца талона техосмотра или талона государственного техосмотра. Причем техосмотр транспортного средства должен быть проведен не позднее чем за полгода до заключения договора обязательного страхования.

Таким образом, автовладельцы не смогут получить полис ОСАГО и поставить свои транспортные средства на учет без техосмотра, поскольку регистрация транспортного средства производится только после страхования ответственности владельца транспортного средства (п. 3 ст. 32 Закона об ОСАГО).

Вероятность того, что Закон о ТО в ближайшее время будет подписан Президентом РФ, очень высока. В таком случае он вступит в силу 1 января 2012 г.

Документ:

Проект Федерального закона N154738-5"О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[1] Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".

rss