Главная Новости

Интерактивные методы обучения.

Опубликовано: 22.10.2018

видео Интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения: видеометод, кейсы, методы группового анализа

                                                                                                                                                                                                                                                                              КГУ "Средняя школа №14                                                                                                                                                                                          им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.



Учитель казахскогоязыка и литературы

 Шутаева Л.О.

 

                           Интерактивные  методы  обучения.

 

   «Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact»  («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»). 


Активные и интерактивные методы обучения

     Американские  исследователи  Р.Карникау  и  Ф.Макэпроу,  выявили в ходе  проведенных  исследований  определенную  закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности.    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

     Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в    преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель : подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности , воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности , способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций , использование ролевых игр , совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.  

 При использовании интерактивных форм обучения у  учащихся формируются такие качества  как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения  относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные  тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

  Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики  через каждые 30 секунд  меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

  Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге , а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

   «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему  классу с целью сбора информации по предложенной теме . Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации ( задания логического , творческого характера , презентации, видеофильмы и др.)

  «Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством  учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает  записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

   Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

   Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

   Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать,  что интерактивное обучение –это специальная  форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей  состоит  в создании комфортных условий  обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  Суть интерактивного обучения состоит  в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся  оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по   поводу того , что они знают и думают . Совместная деятельность  учащихся в процессе  познания , освоения учебного материала  означает . что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной  поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает  саму познавательную  деятельность. В ходе диалогового обучения  учащиеся учатся  критически мыслить, решать сложные  проблемы  на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать  альтернативные  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная,  групповая  работа.

    « Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью  его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются  от 0 до 2.Ученики  с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать  «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

   «Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

 Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий , секретарь, спикер .Четко регламентируется время.

 1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

  «Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами , касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией  других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

-Начиная со слов,…Я считаю, что…

-Начиная со слов,… Потому что…

Например…

-Следовательно,…таким образом…

Метод  « Мозаика».

  Участники объединяются  в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи , которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою ( 6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп,  которые изучали одну и ту же информацию , встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется  и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

   «Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения .Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

    «Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

   Прием «Верно. Неверно»

  При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

  Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово , называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

  Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; 

-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся  необходимой информацией, без которой невозможна  реальная совместная деятельность.

-развивает общие учебные умения и навыки , то есть обеспечивает решение  образовательных задач

-обеспечивает воспитательную задачу,

-интерактивное обучение  отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха  на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил :

-все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать , что учитель верит в них,

-учитель должен поощрять познавательную активность , делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать  знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

      1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для         преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

      2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.:       Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с. 

4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.

 

 

 

 

 

rss