Дополнительная пенсия для военных пенсионеров

Опубликовано: 01.12.2018

видео Дополнительная пенсия для военных пенсионеров

Пенсии пенсионерам Минобороны

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/2004, стр.74-79

Дополнительная пенсия для военных пенсионеров



Капитан 2 ранга запаса И. Г. ЧЕРНЯХ

ЧЕРНЯХ Игорь Григорьевич родился 2 июля 1959 года в пос. Мундыбаш Кемеровской области. Окончил Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова с отличием (1981) и Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1991). Службу проходил в Главном штабе ВМФ с 1981 по 1997 год. В настоящее время - начальник отдела методологии Центра операционной поддержки страхования жизни ЗАО «НИКойл- Страхование».


ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ!!! Продолжение...

ПРОБЛЕМА совершенствования и реформирования системы пенсионного обеспечения на сегодняшний день является одной из самых острых социально-экономических проблем в большинстве стран мира. В первую очередь это касается тех стран, где действует распределительная пенсионная модель. Демографические изменения соотношения численности трудоспособного населения и пенсионеров негативно отражаются на финансовой устойчивости распределительной системы.


Перерасчет Пенсии Пенсионерам на 47 %

В России необходимость проведения пенсионной реформы назрела уже давно. Действующая распределительная система не в состоянии обеспечить пенсионерам адекватные выплаты. По прогнозам Госкомстата РФ, к 2016 году численность населения России может уменьшиться на 7,2%, или на 10,5 млн. человек. В результате на каждого работающего будет приходиться по одному пенсионеру, и, по существу, денег на выплату пенсий по распределительной системе государству взять будет негде. Главная задача проводимой в России пенсионной реформы состоит в поэтапном введении пенсионной системы накопительного типа наряду с традиционной распределительной.

Практическая реализация пенсионной реформы в России началась 1 января 2002 года, с момента вступления в силу ряда федеральных законов: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ» - и некоторых других законодательных актов Российской Федерации. Одно из главных мест в новом пенсионном законодательстве занимает Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность. Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Названный Федеральный закон определяет порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования. Тарифы страховых взносов устанавливаются в пропорции на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. Пенсионные взносы за мужчин, родившихся в 1953 году и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 году и позднее, подразделяются на две доли -для финансирования страховой (до 12%) и накопительной (до 2%) частей их трудовых пенсий. За застрахованных работников старших возрастов пенсионные взносы в полном объеме направляются на финансирование лишь страховой части пенсии. Для граждан, родившихся после 1966 года, соотношение страховой и накопительной частей изменяется в сторону поэтапного увеличения тарифа по накопительной части с 3 до 5%.

Другим важнейшим законом, через который проводится пенсионная реформа, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Он касается подавляющего числа пенсионеров, как нынешних, так и будущих. Данным Законом определены понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, источники финансирования пенсий. Выделяются три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Указанный Федеральный закон не накладывает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии тем пенсионерам, которые продолжают выполнять оплачиваемую работу. Трудовая пенсия может состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров и выплачивается из федерального бюджета. Размер страховой части определяется исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо.в течение всей его трудовой деятельности, поделенной на ожидаемый период выплаты пенсии. Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии. Все три части пенсии подлежат индексации по собственным правилам.

Основополагающим принципом размещения пенсионных накоплений является принцип их инвестирования в финансовые активы высокой надежности (государственные ценные бумаги, облигации и акции российских эмитентов; ипотечные ценные бумаги; депозиты в рублях в кредитных организациях; иностранную валюту на счетах в кредитных организациях и др.). Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» построен на нестраховых принципах. Он регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий социально значимым категориям граждан: федеральным государственным служащим; лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; гражданам, проходившим военную службу; участникам Великой Отечественной войны и нетрудоспособным лицам. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. Данный Федеральный закон закрепляет право некоторых категорий граждан на получение нескольких пенсий. Так, в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона право на одновременное получение двух видов пенсий имеют:

граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы; участники Великой Отечественной войны - пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости;

родители военнослужащих, погибших в период военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения; вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившие в новый брак; нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь; ставшие инвалидами вследствие катастрофы или принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - пенсии по случаю потери кормильца и трудовые или социальные пенсии.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 данного Федерального закона указанные пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии. Это допущение подтверждено и в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В п. 2 ст. 4 этого Закона отмечено, что «допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии)».

Условия, нормы и порядок государственного пенсионного обеспечения военнослужащих определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Этим Законом предусмотрены следующие виды государственных пенсий .

Пенсия за выслугу лет . Эта пенсия назначается: лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более; лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим на день увольнения 45-летнего возраста. Они должны иметь общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.

Пенсия по инвалидности для лиц, ставших инвалидами в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Пенсия по случаю потери кормил ьца, которая назначается семьям умерших пенсионеров и лиц, умерших в период прохождения службы.

В соответствии со ст. 49 этого Закона указанные пенсии подлежат пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда; при увеличении денежного довольствия военнослужащих; при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Уволившись в 40-55 лет, офицеры Министерства обороны в основной своей массе продолжают работать. Наличие многостороннего высшего образования и большого жизненного опыта в большинстве случаев позволяет им найти творческую и высокооплачиваемую работу. На первый взгляд, может сложиться мнение, что возможность получения военными пенсионерами накопительной части трудовой пенсии по старости независимо от государственного пенсионного обеспечения должна вызывать у них экономическую заинтересованность в результатах трудовой деятельности, следующей за военной службой.

Для оценки возможных размеров накопительной части трудовой пенсии по старости нами был произведен расчет (табл. 1 и 2) на основании: страхового тарифа, установленного ст. 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; проекта бюджета ПФР на 2003 год, в котором индексация страховой части трудовой пенсии в этом году предусмотрена на уровне 12,35%; допущения, что доход работника (налогооблагаемая база) постоянен в течение всего периода трудовой деятельности после увольнения со службы, уровень индексации накопительной части трудовой пенсии в последующие годы будет находиться на уровне 12,35%, а уровень инфляции в ближайшие годы не превысит 12%.

Отсутствие в таблицах данных для старших возрастов обусловлено тем, что в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» формирование накопительной части трудовой пенсии предусмотрено только для граждан, родившихся после 1952 года (мужчины) и после 1956 года (женщины).

Таким образом, для старшего поколения военных пенсионеров (кому сейчас 50 лет и более) единственным источником для компенсации дохода, утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности, остается государственная пенсия, назначенная при увольнении со службы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о росте накопительной части трудовой пенсии по старости при увеличении размера месячного дохода работника для всех возрастных групп мужчин и женщин. При уровне дохода более 9 тыс. руб. в месяц темпы роста накопительной части трудовой пенсии несколько замедляются. Это обусловлено снижением тарифа для финансирования этой части трудовой пенсии с 2 до 1,1% в случае превышении годового дохода значений 100 тыс. руб.

Как показывают расчеты, максимальное значение накопительной части трудовой пенсии по старости возможно у мужчин и женщин, родившихся в 1966 году. При месячном доходе 7 тыс. руб. накопительная часть их пенсии составит 183,92 руб. и 144,46 руб. соответственно. Такая сумма, безусловно, не может рассматриваться как серьезная добавка к получаемой государственной пенсии (менее 5%). Этих средств даже не хватит для оплаты коммунальных услуг.

Можно предположить еще один сценарий пенсионного обеспечения : военный пенсионер после увольнения с военной службы заработал такую трудовую пенсию, которая больше государственной , и решил с 60 лет перейти на получение трудовой пенсии по старости. Для оценки такой ситуации (т.е. сколько же должен зарабатывать военный пенсионер, чтобы ему было выгодно перейти на пенсию по старости) произведен расчет (табл. 3) при следующих исходных данных: государственная пенсия военнослужащего - 4074 руб. (полковник, выслуга 25 лет); базовая часть трудовой пенсии - 553,72 руб. (действует с 1.02.2003 г. для пенсионеров по старости, не имеющих иждивенцев); ежегодная индексация страховой и накопительной частей пенсии составляет 12,35%; ежегодный уровень инфляции не превышает 12%.

Как говорится, комментарии излишни. Вряд ли большинство нынешних военных пенсионеров может похвастаться таким легальным доходом.

В качестве альтернативного варианта дополнительного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы , рассмотрим добровольное страхование дополнительной пенсии . В настоящее время многие российские страховые компании имеют лицензии на этот вид деятельности и предлагают широкий спектр пенсионных программ. В качестве примера рассмотрим одну из них.

Пенсионер, желающий сформировать собственный пенсионный фонд, заключает со страховой компанией договор добровольного страхования дополнительной пенсии, определяет приемлемый для семейного бюджета ежемесячный взнос или желаемый размер дополнительной пенсии и через агента оплачивает первый взнос.

Срок действия договора страхования (накопления) определяется исходя из возраста застрахованного и равен количеству лет до достижения им возраста 55 (женщины) или 60 (мужчины) лет. Действующая в Сбербанке форма безналичного перечисления страховых взносов с пенсионного вклада страхователя на расчетный счет страховщика (форма №190) упрощает процедуру оплаты очередных взносов. Более того, такая услуга будет для него бесплатной. По достижении 60-летнего возраста страховщик будет ежемесячно выплачивать пенсионеру пожизненную пенсию.

В случае смерти застрахованного в период накопления, выгодоприобретателям (наследникам) будет выплачена выкупная сумма в соответствии с таблицей выкупных сумм. Если застрахованное лицо уйдет из жизни в течение 10-летнего гарантированного периода выплаты пенсии, выплаты пенсии продолжатся его наследникам до окончания этого периода. Не секрет, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет всего 59,8 лет. Поэтому вероятность такого случая велика, тем более что военная служба в большинстве случаев проходит далеко не в тепличных условиях.

В случае, если застрахованный после заключения договора проживет больше 10 лет, он будет получать страховую пенсию до тех пор, пока жив. Это качество дополнительной страховой пенсии выгодно отличает ее от государственной пенсии , выплата которой прекращается со смертью пенсионера.

Возможные тарифы для расчета дополнительной пенсии мужчин приведены в табл. 4. Как видно из таблицы, для мужчины в возрасте до 52 лет размер их дополнительной пенсии соизмерим с величиной ежемесячного взноса, а в случае заключения договора страхования в 40 лет - превышает взнос в 3,6 раза.

Для оценки целесообразности такого вида дополнительной пожизненной пенсии для военных пенсионеров произведен расчет отношения суммы пенсионных средств, полученных в течение 10-летнего гарантированного периода, к сумме уплаченных страховых взносов (страховой премии). Результаты расчета представлены в табл. 5

Проведенные расчеты наглядно свидетельствуют, что заключение договора добровольного страхования пожизненной пенсии экономически обосновано для всех возрастных групп. Даже в случае заключения договора страхования гражданином в возрасте 59 лет в течение гарантированного периода (10 лет) страховой компанией будет выплачено на 8,8% больше средств, чем уплачено в виде взносов в течение одного года.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Первый . Действующие нормативные документы по пенсионному обеспечению исключают возможность получения военными пенсионерами старше 50 лет дополнительной пенсии в виде накопительной части трудовой пенсии по старости.

Второй . Отчисления, осуществляемые работодателями за граждан, уволенных с военной службы, родившихся после 1952 года (мужчины) и после 1956 года (женщины), не способствуют существенному росту накоплений на их индивидуальном лицевом счете в ПФР.

Третий . В качестве способов создания личного пенсионного фонда можно рекомендовать военным пенсионерам заключать с российскими страховщиками договоры страхования дополнительной пенсии или накапливать денежные средства в банках и иных финансовых институтах.

Гайдаш Н. У истоков пенсионных реформ // Русский полис. 2001. № 7. С. 27

Порядок формирования и индексации накопительной части трудовой пенсии определен Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Информация содержится на сайте «Лаборатория пенсионной реформы» (www.pension-reform.ru)

Герасименко И. Смертность населения России - беспрецедентна для мирного времени // Православная газета, Интернет-версия (http://orthodox.etel.ru)